Аннотации

№1, 2009   №2, 2009   №3, 2009   №4, 2009   №5, 2009   №6, 2009   №1, 2010   №2, 2010   №3, 2010   №4, 2010   №5, 2010   №6, 2010   №1, 2011   №2, 2011   №3, 2011   №4, 2011   №5, 2011   №6, 2011   №1, 2012   №2, 2012   №3, 2012   №4, 2012   №5, 2012   №6, 2012   №1, 2013   №2, 2013   №3, 2013   №4, 2013   №5, 2013   №6, 2013   №1, 2014   №2, 2014   №3, 2014   №4, 2014   №5, 2014   №6, 2014   №1, 2015   №2, 2015   №3, 2015   №4, 2015   №5, 2015   №6, 2015   №1, 2016   №2, 2016   №3, 2016   №4, 2016   №5, 2016   №6, 2016   №1, 2017   №3, 2017   №4, 2017   №5, 2017   №6, 2017   №1, 2018   №2, 2018   №3, 2018   №4, 2018   №5, 2018   №6, 2018   №1, 2019  

№5, 2018

Силанизация протекторной резиновой смеси легковой шины.Сообщение 5. Физико-механические свойства протекторной резины

Дорожкин В.П. (проф., д.х.н.)1), Салаев М.В. (аспирант)1), Мохнаткин А.М. (к.т.н., нач. отд.)2), Мохнаткина Е.Г. (к.т.н., доцент)1), Махотин А.А. (директор)3), Принада А.Л. (директор)4)

1) Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Нижнекамск, dorozhkinvp@mail.ru

2) Управляющая компания «Татнефть-Нефтехим», г. Нижнекамск

3) ООО «НТЦ»Кама», г. Нижнекамск

4) ООО «Истра», г. Сергиев Посад

Изучено влияние условий силанизации протекторной резиновой смеси на физико-механические свойства протекторной резины легковой шины. Выяснилось, что эластичность по отскоку (Э) и твердость (Н) протекторной резины одинаковым образом зависят от условий силанизации: температуры (Т), времени (t) и дозировки силанизирующего агента TESPT (С). При возрастании температуры Э протекторной резины увеличивается с коэффициентом 1,33, (близким к росту температурного коэффициента 1,26 при увеличении температуры с 296 д? 373 ?), ? о 373 К), а Н снижается. Получены рекурентные уравнения, связывающие Э, Н, истираемость (И), динамическую выносливость Np, теплообразование по Гудричу (Г) и обобщенный показатель желательности ДФ.-М. с показателями х1, х2, х3, представляющими Т, t и С соответственно. И понижается на 6 % с уменьшением t от 235 до 35 с. Влияние Т и С более сложное и значительное. Сделаны выводы о возможности оптимизации изученных показателей. Так, наименьшая И и максимальная Np наблюдаются при минимальной температуре (115 ºС), максимальном t (235 с) и наиболее низкой С (4,0 мас.ч.).

Ключевые слова: условия силанизации, физико-механические свойства протекторных резин

Силанизация протекторной резиновой смеси легковой шины. Сообщение 6. Эксплуатационные свойства

Дорожкин В.П. (проф., д.х.н.)1), Салаев М.В. (аспирант)1), Мохнаткин А.М. (к.т.н., нач. отд.)2), Мохнаткина Е.Г. (к.т.н., доцент)1), Махотин А.А. (директор)3), Принада А.Л. (директор)4)

1) Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Нижнекамск, dorozhkinvp@mail.ru

2) Управляющая компания «Татнефть-Нефтехим», г. Нижнекамск

3) ООО «НТЦ»Кама», г. Нижнекамск

4) ООО «Истра», г. Сергиев Посад

Изучено влияние условий силанизации протекторной резиновой смеси на свойства протекторной резины легковой шины, непосредственно связанные с их эксплуатационными свойствами: коэффициент теплового старения, сопротивление износу, тангенс угла механических потерь при 60 ºС (tgδ60), испытания, имитирующие сцепление с мокрой дорогой и длину тормозного пути на мокрой дороге, расчетные значения коэффициента трения резин по мокрому асфальту, а также показатель желательности комплекса эксплуатационных свойств Дэксп. Установлено, что наибольшей стойкостью к тепловому старению и износу обладает протекторная резина, полученная из резиновой смеси с минимальными температурой Т (115 ºС), временем силанизации t (35 с) и дозировкой TESPT С (4,0 мас.ч.). В этих условиях силанизации tgδ60 имеет наиболее низкое значение 0,121, что предполагает минимальный расход топлива на преодоление сопротивления качению шин. Показатели, связанных со сцеплением протекторной резины с мокрой дорогой, и их рейтинги также имеют тенденцию к улучшению при снижении Т, t и С.

Ключевые слова: условия силанизации, свойства протекторных резин непосредственно связанные с их эксплуатационными свойствами

Влияние модифицированного каолинового микроволокна на свойства огнетеплозащитных эластомерных материалов

Каблов В.Ф. (проф., д.т.н.), Новопольцева О.М. (проф., д.т.н.), Кейбал Н.А. (д.т.н., зав. каф.), Кочетков В.Г. (к.т.н., ст. преп.), Крюкова Д.А. (аспирант, инженер), Гордеева Е.В. (магистрант), Егорова С.А. (магистрант)

Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волжский, vtp@volpi.ru

Исследовано влияние модифицированного вспучивающегося алюмосиликатного микроволокнистого наполнителя – каолинового микроволокна (КМВ) на огнетеплозащитные свойства (ОTС) вулканизатов на основе этиленпропилендиенового каучука СКЭПТ-40. Композиции содержали от 3 до 15 мас.ч. КМВ с фракционным составом 25–110 мкм и диаметром волокон порядка 10 мкм.

В качестве модификаторов использовали фосфорборсодержащий олигомер, способствующий повышению огнетеплозащитных свойств и полифункциональную добавку – гексахлор-п-ксилол. Установлено, что модификация КМВ приводит к улучшению ОTС при высокотемпературном воздействии: на 14 % снижается скорость линейного горения, усиливается образование коксового слоя (КС). Показано, что в условиях эрозионного уноса огнетеплозащитный материал обладает повышенной на 10–15 % прочностью КС на отрыв, время начала возгорания увеличивается на 20–40 % и время отрыва КС на 30 %.

Ключевые слова: СКЭПТ-40, наполнители, каолиновое микроволокно, модификатор, огнетеплозащита

Экспериментальное определение зависимости коэффициента трения от нагрузки и скорости скольжения для резины, используемой в протекторе ЦМК шины

Морозов А.В. (к.т.н., с.н.с.)

ФГБУН Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского Российской академии наук, г. Москва, morozovalexei@mail.ru

Представлены результаты оценки коэффициента трения (µ) для протекторной резины шины, скользящей по шероховатой поверхности, которая в экспериментах имитируется наждачной бумагой. В работе используется трибометр (UMT-2, CETR) со схемой контакта резиновое кольцо – диск. Эксперименты выполнены в диапазоне скоростей скольжения (V) 0,01–200 мм/с, объемных температур (Т) (–25)–100 °C и нормальных давлений (P) 0,1–0,4 МПа. Полученные данные преобразованы методом температурно-скоростной суперпозиции и представлены в виде карт трения, представляющей собой зависимость µ от P, V и Т. Константы сдвига по обобщенной оси температуры и скорости определялись эмпирическим путем на динамомеханическом анализаторе (DMA+ 1000, METRAVIB) при постоянной амплитуде деформации 0,1 % в диапазоне частот 1–125 Гц и температур (–50)–+120 °С. На основе полученных карт трения при фиксированном значении P были получены зависимости µ от V в диапазоне от 0,1–50 м/с. В работе приведены результаты для приводной ЦМК шины, работающей в разных температурных режимах эксплуатации.

Ключевые слова: протектор шины, трение резин, коэффициент трения, температурно-скоростная суперпозиция, обобщенная кривая, карта трения

Исследование работоспособности резин на основе эпихлоргидринового каучука в углеводородной среде в условиях холодного климата

Мухин В. В. (аспирант) 1), Петрова Н. Н. (д.х.н., проф.–зав. отделением) 1) Маскалюнайте О.Е. (зам. нач. лаб.) 2)

1) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск, mvvnj@yandex.ru, pnn2002@mail.ru

2) ИР и РТИ ПАО «Уральский завод РТИ», г.Екатеринбург, maskalunaite-oe@uralrti.ru

Изучали работоспособность модельной резины на основе эпихлоргидринового каучука Hydrin T6000 (Zeon) в процессе проведения натурной экспозиции в климатических условиях Республики Саха (Якутия) в среде нефти Талаканского месторождения. Образцы экспонировали в неотапливаемом складе климатического полигона СВФУ. Hydrin T6000 – сополимер эпихлоргидрина, пропиленоксида и аллилглицидилового эфира с температурой стеклования Тс = –60 °С. Одновременно для сравнения экспонировали и испытывали резины на основе каучука СКН-26 и его смеси с СКН-18. В течение 1 года периодически измеряли условную прочность и относительное удлинение при растяжении, остаточную деформацию сжатия и степень набухания. Для всех исследованных резин они не выходят за рамки нормативных значений, характерных для резин уплотнительного назначения, кроме коэффициента морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия (КВ). При –30 и –50 °С для резин на основе бутадиен-нитрильных каучуков после первых месяцев экспозиции значения КВ снижаются на 5–67 % вследствие протекания диффузионных процессов при контакте изделия с нефтью. Резины на основе Hydrin T6000 и в этих условиях сохраняют свою высокую морозостойкость (КВ = 0,6–0,7), так как морозостойкость материала обеспечивается за счет высокой гибкости полимерной матрицы, а не за счет пластификаторов. Резины на основе Hydrin T6000 могут быть рекомендованы для эксплуатации в качестве основы резин для производства уплотнительных устройств с повышенной надежностью для эксплуатации в условиях холодного климата.

Ключевые слова: эпихлоргидриновый каучук, бутадиен-нитрильный каучук, морозостойкость, агрессивостойкость, климатическое старение, натурные испытания

Изучение влияния малолетучих и нетоксичных функционализированных фенольных антиоксидантов на физико-механические свойства резин на основе БНКС-18

Соколова М.Д. (д.т.н., врио директора)1), Федорова А.Ф. (к.т.н., в.н.с.)1), Давыдова М.Л. (к.т.н., с.н.с.)1),

Крысин А.П. (д.х.н., в.н.с.)2), Шульц Э.Э. (проф., д.х.н., зав. лаб.)2), Халдеева А.Р. (м.н.с.)1)

1) ФГБУН Институт проблем нефти и газа СО РАН, г. Якутск, marsokol@mail.ru

2) ФГБУН Новосибирский институт органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН, г. Новосибирск, kap@nioch.nsc.ru, schultz@nioch.nsc.ru

Исследовано действие малолетучих и нетоксичных функционализированных фенольных антиоксидантов (АО) на физико-механические свойства резин на основе бутадиен-нитрильного каучука БНКС-18. АО вводили в композиции в количестве 0,5 % (мас.). АО разработаны в Новосибирском институте органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН. Образцы резин экспонировали в течение 6 месяцев на открытой атмосферной площадке в климатических условиях г. Якутска (воздушная среда), а также в агрессивных углеводородных средах: нефть Талаканского месторождения (Н) и гидравлическая жидкость марки И-50А (ГЖ) в неотапливаемом помещении. Представлены исходные и полученные через 1, 3 и 6 месяцев экспонирования данные для условной прочности при растяжении fр и относительного удлинения при разрыве εр. На основании приведенных данных сделаны выводы о рекомендации АО для резинотехнических изделий, предназначенных для работы в различных средах: сульфид (СО–3), дисульфид (СО-4) и эфир фталиевой кислоты (Стафен) в воздухе, СО-3 в Н, СО-4 в ГЖ. Уменьшение fр под действием Н по сравнению с ГЖ связано с интенсивным набуханием резины в Н. Свойства АО сравнивали со свойствами широко используемого в промышленности эффективного стабилизатора аминного типа 6PPD.

Ключевые слова: бутадиен-нитрильный каучук, стабилизаторы, антиоксиданты, климатическая устойчивость, холодный климат

Современные тенденции эволюции рецептов резин

Каблов В.Ф. (проф., д.т.н.)

Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волжский, vtp@volpi.ru, vkablov5@gmail.com

Обзор и анализ современного состояния рецептуростроения и направлений развития материалов в шинной и резинотехнической промышленности.

Ключевые слова: резины, эластомерные материалы, каучуки, наполнители, модификаторы, технологические добавки, нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии

Технология применения меток радиочастотной идентификации (RFID-меток) для шин

Донг Лан Фэй (ст. специалист)

Компания MESNAC Co. Ltd (Китай), mengxc@mesnac.com

Технология радиочастотной идентификации (RFID) используется в разных областях техники и обладает такими характеристиками, как высокая скорость сканирования, большая проникающая способность при сканировании, длительный срок службы и способность к записи разнообразной информации. Представлена RFID применительно к шинам. Разработано автоматическое оборудование по производству и встраиванию RFID-меток в шины. Приведена программа управления производством, складированием маркетингом и восстановлением шин со встроенными RFID-метками. Рассмотрен процесс стандартизации технологии применения RFID-меток в шинах. Показано, что применение RFID для шин позволяет автоматизировать процесс управления и отслеживания шин в течение всего их жизненного цикла, а также внедрить совершенно новый способ управления продуктом в шинной промышленности.

Ключевые слова: шины, встроенная RFID-метка, автоматическое оборудование, стандарт

Итоги выставки «Интерпластика Казань 2018»

Пост-релиз

ООО «Мессе Дюссельдорф Москва»

4-ая Международная специализированная выставка пластмасс и каучука «Интерпластика Казань» (Выставочный Центр «Казанская ярмарка». 4–6.09.18), организованная ООО «Мессе Дюссельдорф Москва», состоялась в рамках Татарстанского Нефтегазохимического форума (ТНФ) при поддержке Президента Республики Татарстан. Одновременно в рамках ТНФ проходили еще три отраслевые выставки: 25-я Международная специализированная выставка «Нефть, газ. Нефтехимия»; 14-я Специализированная выставка «Экотехнологии и оборудование XXI века»; 8-я Специализированная выставка «GEO-КАЗАНЬ: Геологоразведка. Геодезия. Картография». Презентовали свою продукцию 170 экспонентов из России, Беларуси, Нидерландов и Азербайджана. Посетили экспозицию 9000 гостей.

Ключевые слова: выставка, пластмассы, каучук, технологии, оборудование, модернизация, сырье, изделия из пластмасс и каучука, полимерная упаковка, дорожное строительство, сельское хозяйство, энергетика, альтернативные источники энергии, обучение, полимерный рынок

Композитный мир

Пост-релиз конференции «Композиты и компаунды 2017»

Пост-релиз 6-й Международной конференции «Композиты и компаунды 2017», организованной компанией INVENTRA, группа CREON (13.09.17, Москва) при поддержке CREON Сapital и международной специализированной выставки «Интерпластика 2018».

Ключевые слова: углеродные волокна, ткани, нетканые материалы, борные, стеклянные и др. волокна, термопластичные композиции, эпоксидные и полиэфирные смолы, авиация, судостроение, строительство, электротехника, железнодорожная и автодорожная инфраструктура, ветрогенераторы, сертификация

©ООО «Издательство «Каучук и резина», 2018 г.